Не знаю как Вы, а я люблю разглядывать картины, с другой, с незнакомой мне жизнью среди природы. Вот когда начинаешь понимать, откуда в нас страсть, любовь к загородной жизни, к жизни на пресловутых шести сотках. Подборка из совсем небольшого количества картин, но и цели показать развёрнуто и популярно у меня не было, так для общего видения: русская усадьба, дореволюционная, довоенная и современная дачная жизнь на картинах художников.

До начала XIX века дачная жизнь была частью придворной жизни и считалась роскошью. «Дача» была государственной наградой. Не многим известно, что сам термин «дача» возник от слова «давать». Награждённый получал земельный надел за городом, но в непосредственной близости от столицы, чтобы всегда быть по первому зову государя. На земельных наделах строились роскошные дворцы и особняки, непременной обязанностью царевых дачников становилось украшение наделов садами, парками, лесами. Вот так начиналось зарождение русской усадьбы.

Русская усадьба. Достаточно сказать эти два слова, и в памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд. Образ очень поэтичный, близкий нашему уму и чувству, но это образ ушедшей красоты и поэтому для меня -печальный. Это забытая частица России. Когда смотришь такие картины, такие русские, даже сердце сжимается. Кажется, что жила именно там, именно тогда — а не в современном мире

Анастасия Бурденкова «Абрамцево»

Или вот.  Загородный дом, утопающий в зелени, роскошный сад и уютные, наполненные ласковым солнцем интерьеры, высокие окна, открытые в свежесть липовых аллей, гостиные с нотами на рояле…

Александр Болотов «Усадьба»

И всё ж, мне кажется, что больше всего тревожат пейзажи природы. Усадьбы, даже если они на переднем плане, только их составная.  Вот, например, с этой картины так и веет сумраком от столетних лип.

Станислав Юлианович Жуковский «Усадьба летом»

 А вот жёлто-зеленый пейзаж. Самая малость осеннего золота на берёзах. Вершин многих деревьев не видно, они «срезаны», что усиливает впечатление от их высоты. Небо голубыми осколками проглядывает среди ветвей. Чувствуется, что это, один из последних осенних дней так называемого «бабьего лета», следом за которыми приходят холода и затяжные дожди.

Станислав Юлианович Жуковский «Усадьба осенью»

Светлые дома, с колоннами, в тенистой чаще деревьев. Сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, плавно покачивающихся на тёплой воде. Старые нянюшки, снимающие пенки с варенья. Я обожаю картины изображающие « про жизнь в имениях и усадьбах». Здесь и домысливать то особо и не надо, надо только повнимательней  поразглядывать, порассматривать, почувствовать настроение. А картины сами расскажут нам тысячью самых разнообразных голосов, о своей жизни, плетя кружево историй и сказок.

Вот хотя бы  дворянские усадьбы художника Владимира Первунинского. Где так и читается атмосфера загородных владений: охота, верховая езда, пешие прогулки, чай с вишнёвым вареньем, праздники с музыкой и фейерверками.

Владимир Первунинский «Утро в нескучном саду»

Владимир Первунинский «В усадьбе»

Усадьба- тип жизни, который обеспечивал хозяину и его семье особую, полную довольствия, жизнь на лоне природы.

Владимир Первунинский «В усадьбе»

Здесь мне сразу в глаза бросаются цветущие кусты сирени. Сирень в России всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. А когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирeни, как и на этой картине.

Владимир Первунинский «Чаепитие в сиреневом саду»

Далекий и уже почти совсем забытый, но волнующий воображение 19 век, со своим неповторимым бытом, размеренным ритмом, чуть наивный, но такой восхитительный и прекрасный.  Картины несут в себе трогательные нотки ностальгии, по той имперской России, о которой теперь можно узнать лишь из книг, мемуаров, исторических хроник.

Владимир Первунинский

Мне ещё нравятся картины с размеренно текущим временем.  Как вот на этой картине: проводящие свободное время элегантные дамы. Они читают. Прекрасная и уютная, так сказать картина. Лето здесь показано весьма привлекательно. Кусочек старины, радующий глаз в наш век тотальной урбанизации.

Илья Ефимович Репин «Лето в Абрамцево»

В Европе из рода в род, много столетий, переходят и хранятся имения и сокровища предков. В России же наперечёт несколько поместий, находящихся двести лет в одной семье. И нет ни одного примера дошедшей до нас целиком сохранившейся помещичьей усадьбы 17 в.

А вот разруху старого, невнимание и нелюбовь к тому, что должно украшать жизнь, наблюдать можно. И все же мы ещё можем увидеть тот, ушедший от нас мир. На картинах. Иногда, кажется, мы так далеко ушли от всего этого, а какая же это прелесть, всё настоящее, красивое и наполнено душой!

Кто не знает  знаменитой картины Василия Дмитриевича Поленова «Бабушкин сад».

Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад»

Старая дворянская усадьба, знававшая лучшие времена. Большой дом. Его желтоватый цвет воспринимается эквивалентом золотого. Кровлю поддерживают белые колонны и украшенный лепниной фронтон. Когда-то торжественный вход с лестницей ведущей сразу на второй этаж, большие окна, чугунная решетка перил. Всё говорит о его былой красоте. Вокруг дома лужайки и цветники. И все это тонет в зелени сада. Сад, может быть вишнёвый, может быть яблоневый, всё равно. Старая хозяйка вышла на прогулку с внучкой, пройтись по знакомым дорожкам, посыпанным песком. Понятно, бабушка уже старенькая, сад зарос, но всё равно можно увидеть какие-то высокие многолетние цветы и уж точно лилейник… только что разглядела цветы в горшках на ступенях. Эта усадьба для меня- ностальгия по «дворянскому гнезду», где кошка греется на окошке, а на лужайке у пруда, растянулся пёс, в доме пахнет вареньем, а в саду флоксами и жасмином. А тёплой летней ночью – прогулки под луной и романсы под гитару.

Или вот картина Василия Максимовича Максимова «Все в прошлом».

Василий Максимович Максимов «Все в прошлом»

Запущенная усадьба, запущенный дом. А ведь это могло быть когда-то красивым местом. Картина, это — всего лишь капля, но в ней виден весь океан жизни. На неё хочется долго смотреть, задаваясь вопросом: как же всё здесь выглядело, когда бабушка была молода, когда усадьба была в расцвете?

С приходом Советской власти  исчезли барские усадьбы, так же как и богатые дачные дома, а значит и  так называемая «простая»  усадебная жизнь или совсем не простая, но связанная с жизнью самой природы.  Оттого, на картинах, она иногда немножко сказочная, иногда совсем будничная, но это целый мир открытый художником для нас.

Записи на эту тему:

Довоенная дачная жизнь на картинах художников (часть2)

Садово-огородное движение (часть 3)

Фантазийные сады

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *